На главную Написать письмо
 
МОРИХЕЙ УЕСИБА И ГОДЗО ШИОДА

Взято из японского журнала "Вушу"
Перевод: А. Скорикова

За свою жизнь автор данной статьи присутствовал буквально на сотнях демонстраций по айкидо. И все же, когда идет речь о демонстрации техник айкидо широкой публике в ясной и привлекательной манере, Годзо Шиоде нет равных. У него ясный анализ теории айкидо сочетается с четко выполняемой техникой и искрометным юмором. Любой попавший на демонстрацию айкидо Шиоды практически неизбежно почувствует себя в центре действа, и, отбросив всякие сомнения, будет готов немедленно начать занятия в айкидо-доджо. Кроме того, Шиода никогда не забывает отдать должное, когда это нужно - он неустанно вспоминает и своего учителя Морихея Уесибу, и тот факт, что айкидо было разработано на основе техник Дайто-рю айкидзюдзюцу. Давайте вспомним наиболее яркие моменты биографии этого выдающегося человека, который стоит во главе всемирно-известной организации айкидо Ёшинкан, и которому невероятно обязано все мировое сообщество айкидо.

Годзо Шиода (1915-1994) Недавно была издана автобиография Годзо Шиоды под названием "Айкидо Дзинсей" (изд. Такеути Сётен Синся), и поэтому сейчас, когда мы пишем об этом человеке, у нас есть уникальная возможность консультироваться с этой книгой. Добавьте к этому и возможность обратиться к Годзо Шиоде напрямую. Все это позволяет составить гораздо более точное описание его жизненного пути, чем это было бы возможно в ином случае.

Второй сын известного педиатра, Сэйти Шиоды, Годзо родился в Токио 9 сентября 1915 г. Хилый болезненный мальчик, который выжил только благодаря докторскому таланту своего отца - так описывает себя сам Шиода. Отец был сильным, волевым человеком. Юному Годзо пришлось во всем подчиняться желаниям родителя, но, с другой стороны, и образование отец дал ему исключительное.

Судьбоносная встреча с Морихеем Уесибой, основателем айкидо, состоялась после того, как г-н Мунетака Абэ, директор средней школы, в которую ходил Годзо, познакомился с молодой женщиной, мисс Такако Кунигоши, которая каждое утро приходила убирать расположенный поблизости храм (шрайн). Она поразила г-на Абэ своей внутренней душевной силой. Когда же г-н Абэ стал расспрашивать девушку о ее поразительной манере вести себя, она сказала, что за это стоит благодарить ее учителя "айкидзюдзюцу", и предложила директору посетить тренировку, благо доджо находилось неподалеку. Г-н Абэ действительно заглянул на занятия... и под большим впечатлением от увиденного, посоветовал отцу Годзо записать туда своего сына. В итоге 23 мая 1932 г. 17-летний Годзо пришел в Уесиба доджо на демонстрацию. К этому времени юный Шиода уже давно занимался кендо и дзюдо, поэтому он достаточно скептически отнесся к четким, контролируемым техникам айкидо, которые увидел. Почувствовав, что демонстрация не произвела большого впечатления на подростка, Уесиба предложил ему самому выйти на татами. Первая же атака окончилась неудачей для Шиоды. Он взмахнул ногой, и... через мгновение уже потирал голову, лежа на спине после неудачного падения.

В айкидо "почувствовать значит поверить": Шиода немедленно решил обучаться в доджо. Для того, чтобы поступить, требовались рекомендации двух человек, и для Шиоды в качестве гарантов выступили его отец и г-н Абэ. В то время в доджо было примерно 20 учидеши, а тренировки шли по очень жесткой схеме: занятия начинались в 5 утра и заканчивались в 9 вечера. Для юного Шиоды было очень важно стать членом этого доджо; его стимулировало то, что здесь занималось так много хорошо тренированных молодых людей, и то, что доджо постоянно посещали важные персоны, занимающие высокое положение в обществе.

В этот период своей карьеры Морихей Уесиба был очень активен, и обучал кроме своего Кобукан Доджо в Синдзюку, еще во множестве мест, среди которых были Военный институт Накано, школа Военной полиции и школа Армии Тоямы. Таким образом, учеников хватало, рекламировать себя и искать учеников среди остального населения смысла не было. Поэтому основной упор в Кобукан доджо делался на тренировке и развитии учидеши. Если рассматривать айкидо той поры с технической точки зрения, то "Айки Будо" Морихея Уесибы находилось тогда в переходной стадии, где-то между Дайто-рю айкидзюдзюцу и современным айкидо. В результате, использовавшихся техник было намного больше, и применялись они с большей силой и жесткостью. Подавляющее большинство техник было линейным, кроме того, в то время все еще учили сложным сковывающим техникам (осаэвадза).

В тот период Годзо Шиода еще учился в средней школе, и в начале своего обучения айкидо мог посещать только утренние занятия. Вставать, однако, приходилось в 4 утра. А затем отец потребовал, чтобы сын определился со своим будущим, и юный Годзо решил, что свяжет жизнь с полной приключений "реконструкцией"(см. прим. переводчика) в Монголии. Чтобы подготовиться к трудностям, лежащим перед ним, он решил, что уйдет из школы на 2 года, чтобы полностью посвятить себя тренировкам айкидо. После этого решения, он занимался айкидо будучи студентом университета Такусёку вплоть до отбытия на военную службу в марте 1941 г.

Большую часть военных лет Шиода провел в Китае, начав служить в качестве адъютанта генерала Сюнроку Хата в Пекине (Бейджинге), и не раз был на волосок от смерти. Шиода очень увлекательно описывает этот период своей жизни в "Автобиографии". После увольнения в запас, в сентябре 1946 г. Шиода приехал в Иваму, префектура Ибараки, (куда в первые же дни войны удалился Сенсей Уесиба) и провел там несколько месяцев. Дни были заполнены интенсивными тренировками и работой в поле. В то время Шиода был еще очень молод, а Учитель явно удалился от активной жизни, и Шиода решил вернуться в Токио. Подобно большинству в голодающей Японии ему с трудом удавалось сводить концы с концами.

В 1950 г. ему улыбнулась удача - Шиоде предложили создать службу охраны производственных помещений Цуруми на сталелитейной компании "Нихон Кокан". Он набрал около 55 человек - самых умелых из клубов кендо, дзюдо и сумо, учившихся когда-то вместе с ним в его alma mater - Университете Такусёку. Начинание оказалось успешным, и Шиоду пригласили обучать айкидо на регулярной основе в помещениях завода, расположенных в разных местах. В дополнение к этому, в начале 50-х гг. он также начал давать демонстрации в полицейских участках.

В 1954 г. в Токио был проведен большой семинар, который вылился в значительное событие для мира айкидо. Демонстрацию спонсировала Ассоциация "Развития Жизни", и ее посетили более 15 тысяч человек. Больше всего огромной аудитории понравилось выступление Шиоды. Зарождающаяся организация Ёшинкан айкидо постепенно начала завоевывать признание. В это же время деятельность Шиоды получила поддержку в деловых кругах. Так, г-н Кудо, возглавляющий банк "Томин", помог организации и выделил средства на строительство доджо. В 1955 г. для широкой публики открылось помещение "Цкудо Хатиман" - скромное начало организации, которая вскоре распространилась по всей Японии, а затем и по всему миру (в основном в США и в Европе). На сегодняшний день Ёшинкан айкидо является второй по численности организацией айкидо, тысячи человек занимаются в сети ее сотен доджо.

В этом месте имеет смысл объяснить некоторые неясные моменты. До сих пор непонятен вопрос, как же произошло отделение Ёшинкан от Айкикай. Когда сразу после окончания войны Шиода начал свою деятельность в области айкидо, Морихей Уесиба продолжал жить в Иваме, поэтому занятия в Айкикай доджо (ранее, Кобукан) проходили нерегулярно, мало кто появлялся на тренировках. Более того, в доджо жили несколько семей из Токио, дома которых разбомбили во время войны. Одно время, там даже был танцевальный зал!

На таком фоне не удивительно, что Шиода добился успеха на раннем этапе, ведь его организация развивалась стабильно. Позднее Айкикай начала наращивать упущенное под руководством сына Уесибы - Киссёмару, да и сам основатель стал проводить больше времени в Токио. Таким образом, никакого формального раскола между двумя организациями никогда не было, если только не считать за таковой различный подход к айкидо. Просто две группы развивались независимо друг от друга, поддерживая на всех этапах своего развития более или менее дружественные связи. Даже сегодня Шиода регулярно посещает официальные мероприятия Айкикай, а Киссёмару - Ёшинкан.

Шиода тренировался у Уесибы, когда тому было 50 лет и он был на пике своей формы. Поэтому естественно, что техника, которую выучил Годзо Шиода, существенно отличается от той, которой Уесиба учил в послевоенные годы. Отсюда не удивительно, что Ёшинкан айкидо резко отличается от айкидо, которое практикуют в системе Айкикай, возглавляемой сыном Уесибы - нынешним Айкидо Дошу. Рассуждения о том, когда же техника Морихея Уесибы была совершенной - до или после войны - все не ослабевают. И даже если когда-нибудь и придут к какому-либо решению, все равно оно будет субъективным. Тем не менее многие, какого бы мнения они не придерживались, несомненно согласятся со словами Годзо Шиоды, высказанные им в одном из интервью для "Айки Ньюс" несколько лет назад: "Сегодняшнее айкидо какое-то безразмерное. Оно опустошено изнутри. Люди пытаются достичь высших результатов, даже не пытаясь возместить свой долг. Поэтому Айкидо сегодняшнего дня больше напоминает танцы. Нужно сначала прочно, всем телом, овладеть основами, и только затем продвигаться дальше, к более высокому уровню... А сейчас люди просто имитируют, копируют, даже не пытаясь осознать, что же является истинным..."

Прим. переводчика: К началу ХХ века на территорию Китая претендовали все ведущие мировые державы. После начала первой мировой войны Япония не преминула воспользоваться благоприятным моментом, и стала действовать особенно активно, здраво рассудив, что европейским державам сейчас не до восточных территорий. Ослабленному же Китаю была необходима поддержка в лице сильного соседа. Япония с готовностью предоставила такую поддержку, выдвинув, однако, ряд условий. В частности, например, она потребовала для себя особых привилегий на территориях Южной Манчжурии и Внутренней Монголии.

RIAI.ru © 2003. При использовании материалов ссылка обязательна.