На главную Написать письмо
 
ИНТЕРВЬЮ С ГОДЗО ШИОДА

Стенли Пранин
Айки Ньюс #93
Перевод: Олег Овчаренко.

Годзо Шиода основатель стиля Ёшинкан Айкидо, начал тренировки в 1932 году, в возрасте семнадцати лет. Шестнадцать лет спустя, он возглавляет уникальную международную организацию Айкидо, целью, которой является глобальная гармония через распространение духа Айкидо. В этом интервью Шиода Сенсей вспоминает свой опыт в качестве помощника Основателя Айкидо, обучение Айки Будо в Накано и Военной Школе Тояма, послевоенное утверждение Ёшинкан Айкидо, воспоминания об О-Сенсее и его личной жизни.
Газета "Осака Асахи"
Вопрос: Сенсей, в наших прошлых беседах Вы были очень людезны, предоставив нам подробную информацию о Ваших первых годах в Кобукан доджо. Позднее Вы помогали Уесиба Сенсею в качестве инструктора, а также обучали айки будо в Осака. Как случилось, что Уесиба Сенсей начал обучать в офисе Компании Газеты Асахи в Осака?


Президент Газеты Асахи, мистер Мураяма подвергся нападению со стороны членов группы правого крыла. После инцидента работники Асахи стали опасаться того, что атаки возобновятся, даже не смотря на то, что у них были охранники. Они решили обучить охрану самозащите. Вот так Уесиба Сенсей и отправился обучать в газете Асахи.

Как мистер Мураяма узнал о Уесиба Сенсее?

Мистер Мураяма не был напрямую знаком с Уесиба Сенсеем, но мистер Митсуджиро Ишии и Такетора Огата (1888-1958, журналист и политик, служивший в нескольких кабинетах), знал Сенсея и рекомендовал его примерно в 1933 или 34 годах.

Первоначально Уесиба Сенсей обучал службу безопасности, но он также обучал несколько работников Газеты Асахи.

Хатсутаро Сугии, отец Казуо Сугии, временно занимавшегося в доджо Уесиба, был Заместителем Директора по Рекламе в Токийском отделении Газеты Асахи в те дни и был серьёзно увлечён айки. Практика только лишь в офисе Газете Асахи была недостаточной для него и он совершал регулярные поездки в доджо Уесиба в Ушигоме в течении долгого времени. Он был очень сильно влюблён в Айки. Мистер Сугии многие годы был высокого мнения обо мне, и когда я построил Ёшинкан доджо в 1965 году, он приехал к нам и стал кем-то вроде советника. Он пробыл в Ёшинкан вплоть до его смерти. Мистер Сугии собрал вместе людей в Коэнджи и возглавил «Ассоциацию Специальных Исследований».

Мистер Сугии должно быть был большим энтузиастом.

Да. Он также обладал прекрасной индивидуальностью. Он умер около десяти лет назад. В те дни я не думаю, что сын мистера Сугии преуспел в Айкидо. Он должен был знать о том, что его отец регулярно приезжал в мой доджо.

Сенсей, книга Будо, которая была опубликована лично Кобукан доджо в 1938 году, была недавно напечатана на английском языке издательством Коданша. Вас также можно видеть на некоторых фотографиях.

Токийское отделение Газеты Асахи помогало в изготовлении фотографий. Я не знаю , кто фактически писал текст. Вероятно, частично содержание было взято из свитка Дайто- рю (мокуроку) Сокаку Такеда Сенсея. Текст не содержит большого количества деталей.

Существует ещё более ранняя техническая книга, опубликованная в 1933 году, озаглавленная Будо Реншу, которая содержит рисунки техник, выполненные мисс Такато Кунигоши. Могли бы Вы что-либо рассказать об этой книге?

Мисс Кунигоши предложила идею, сказав: "Было бы большой потерей, если бы эти великолепные техники не были бы сохранены." Мисс Кунигоши, которая была хорошей художницей и карикатуристкой, делала заметки. Тем не менее, книга не была продана в доджо. Уесиба Сенсей не просил денег, но просил пожертвований и размер пожертвований был неограничен.

Среди хорошо известных лиц обучавшихся у Уесиба Сенсея позднее в течении короткого промежутка времени до войны были Коичи Тохей (директор Синсин Тойсу Айкидокай) и Кисабуро Осава Сенсей ( недавний доджо-чо Айкикай Хомбу доджо, которому посмертно был присвоен 10 дан). Можете ли Вы вспомнить, когда они начали свои тренировки?

Мистер Осава совершал регулярные поездки в доджо. Мистер Тохей был студентом Университета Кейо незадолго до того, как я покинул доджо. Он практиковал дзюдо, также как и двое учеников старше его, Мори, в то время капитан клуба дзюдо Кейо , и Умада, его противник по студенческим чемпионатам по дзюдо, практиковались в Уесиба доджо.

К тому времени, Шигами Ёнекава, Зензабуро Аказава и все ранние учидеши должны были приступить к воинской службе, и поэтому только более старшие люди остались в доджо. Мистер Минору Хараи (основатель Кориндо) управлял делами офиса. Поскольку молодые люди исчезли, то когда бы Уесиба Сенсей не был приглашён на демонстрацию, он брал с собой мистера Хараи, и он, таким образом, установил много контактов. Вероятно, Хараи тренировал в Роппонги.

ШКОЛЫ НАКАНО И ТОЯМА.

Знаете ли Вы, как Уесиба Сенсей начал преподавать в военных школах Накано и Тояма?


Уесиба Сенсей поехал преподавать в школу Накано по рекомендации директора Школы Военной Полиции мистера Макото Миура. Поскольку Школа Накано располагалась в Накано в административном районе Мегуро а Школа Тояма находилась неподалеку в Окубо, они были недалеко от Уесиба доджо. Уесиба Сенсей также обучал в Военном Университете в Ятсуя и в Военно-Морской Академии. Мистер Санкичи Такахаши был директором Военно Морской Академии и при его посредничестве Уесиба Сенсей преподавал там. В то время принц Такаматсу, младший брат Императора Хирохито был учеником в Военно-Морской Академии. Уесиба Сенсей регулярно преподавал будо в качестве обязательного предмета в Школах Накано И Тояма.

Я полагаю, что было довольно мало сильных учеников вреди тех , кого Уесиба Сенсей обучал в этих военных школах.

Ученикам школы Накано было по 18-19 лет и они тренировались, чтобы стать разведчиками. По окончании школы Накано они становились офицерами, носили гражданскую одежду и внедрялись в другие страны.

В школе Тояма было также много сильных парней.

Практиковали ли они в этих школах другие воинские искусства?

Айкидо было единственным воинским искусством, которое они практиковали. Они также изучали такие предметы, как иностранные языки.

Наделяя своё будо духовными аспектами, испытывал ли Уесиба Сенсей угрызения совести по поводу преподавания в школе, готовящей шпионов?

Нет. Ему сказали лишь обучать там воинским искусствам.

По всей вероятности, в начале 1940-х годов школой Военной Полиции было опубликовано техническое пособие, включавшее техники айки будо. С этого момента для Уесиба Сенсея было невозможно посещать так много мест лично, так как он также обучал в Кобукан доджо и в Осака, помогали ли ему учидеши в преподавании также?

Да. Сперва Уесиба Сенсей сам ездил в эти места, чтобы преподавать, а потом говорил, что учидеши будут обучать от его имени.

Одно время сын военно-морского лейтенанта старшего казначея Такахаши был учеником школы и Уесиба Сенсей поставил его в пару с принцем Такеда. Жена принца также практиковалась, и когда она бросила молодого Такахаши из позиции сидя, его нога ударила её в лоб и травмировала её. Это было ужасно, и потому я присматривал за ней в качестве её партнёра. Я должен был обращаться с ней, как с хрупкой куклой и это было действительно трудно. (смеётся)

Поскольку военные поддерживали айкидо, Уесиба Сенсей обучал также высокопоставленных министров. Мистер Хигашикуни, принц Такеда, принц Чичибу (младший брат последнего императора Хирохито), и около шести детей принца Такаматсу, ещё одного младшего брата Императора Хирохито, также практиковали искусство.

ИМПЕРАТОРСКИЕ ДЕМОНСТРАЦИИ

Уесиба Сенсей проводил специальные демонстрации в Сайнейкан доджо в императорском дворце примерно в 1941 году. Было ли это результатом его связи с Адмиралом Изаму Такесита?


Да. Когда Такесита Сенсей был старшим Управляющим Императорского двора, ему было приказано Императором организовать для него демонстрацию Айкидо, поэтому он отправился в Уесиба доджо. Уексиба Сенсей ответил: "Я не могу показывать ложные техники Императору. Предполагается, что в Айкидо противника убивают одним ударом. Это неправильно, если атакующий брошен, свободно поднимается и атакует снова. С другой стороны, я не могу убивать своих учеников". Таким образом, он отказался от приглашения, но когда Такесита Сенсей передал это Императору, тот ответил: "Не имеет значения, что это ложь. Покажите мне ложь!". Тсутоми Юкава и я выполняли укеми.

Насколько я понимаю, Император лично не присутствовал в день демонстрации.

Да это правда. Присутствовали принц Микасе (младший брат Императора), принц Такаматсу, и принц Чичибу. Такосита Сенсей был комментатором и объяснял техники. Это действительно было что-то особенное, устраивать демонстрацию для семьи Императора в те дни, и поэтому мы не могли допустить какого-либо неуважения.

Я полагаю, Уесиба Сенсей был болен тогда.

Да. Из-за того, что Сенсей был болен, Юкава атаковал его слабо, и был брошен сильно, сломав себе руку. Юкава был довольно сильным парнем и любил подраться. Мы были хорошими друзьями, и когда я приезжал в Осака, он, бывало, брал меня с собой выпить. Он был сильным и мог поднять каменную ступу одной рукой. Он умер молодым после возвращения из Манчжурии. Он был довольно хорош в Айкидо.

Должно быть, он умер вскоре после демонстрации перед императорской семьёй.

Демонстрация проходила в 1941 году и, я полагаю, он умер в 1942 году.

В 1941 году, когда Уесиба Сеннсей давал свою последнюю демонстрацию в Хибия Кокайдо, он сказал: "Мои тренировки в технике теперь подошли к концу. С этого времени я посвящаю себя служению ками (божествам) и тренировке своего духа".

Поскольку я покинул доджо в 1941 году, я полагаю тогда было время, когда у него не было близких деши. Его ученики исчезли перед войной. Тренировки были суровыми (в ранний период), когда мистер Сирата и мистер Ёнекава были учи деши. Это было непростой задачей тренироваться в доджо. Сенсей действительно был силён (смеётся).

ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

Видимо, после войны Уесиба Сенсей прошёл через очень трудные времена?


То, что Уесиба Сенсей был консультантом Бутокукай в Киото, который был конкурентом организации Кодокан дзюдо, было не хорошо. Когда пришёл Мак.Артур, он распустил организацию. Уесиба Сенсей обвинялся, как военный преступник и ему приписывались преступления класса G. Его организация (Кобукай) была расформирована, а его деятельность прекращена. Также Уесиба доджо на время закрылся и Уесиба Сенсей поселился в Ивама. Поскольку он не мог больше практиковать будо, он создал «Айкиэн» (земледелие Айки) и занялся земледелием в Ивама. Он едва сводил концы с концами.

Я тогда, как раз был репатриирован и когда я приехал в Ивама, там были Тадаши Абэ. Также Джуджи, сын Коичиро Ишихара нынешний директор Ишихара Сангьо, был там. Примерно в 1947 году я провёл около двух месяцев в Ивама со своей семьёй.

Думаете ли Вы, что Основатель находился тогда на пике своей техники?

Он был наиболее силён примерно в 1933 или 1934 годах. Примерно в это время он достиг зрелости и стал спокойным.

Я понял, что Ёсинкан сыграл важную роль в послевоенном возрождении айкидо.

После войны Уесиба Сенсей Ушигома доджо стал танцевальным залом для Оккупационных Сил. После того, как я вернулся, он снова стал процветать. Я был первым, кто организовал тренировки в Академии Обороны (Боейчодай) и в департаменте полиции. Когда я покинул Уесиба доджо, со мной обращались как с предателем, но я не чувствовал себя так, словно я один. Я обошёл 83 департамента полиции и действительно поддерживал Уесиба доджо.

Я не знаю, сколько денег мой отец вложил в Уесиба доджо до войны. Я рад тому, что я был в хороших условиях и Уесиба Сенсей обращался со мной хорошо.

Я рад тому, что провёл так много времени с Уесиба Сенсеем в его повседневной жизни, поскольку это было основным для того, чтобы ухватить наиболее важные истины Айкидо. Вы должны провести время рядом с ним, чтобы понять каждое движение Сенсея.

Аказава и Сирата были истинными учениками, но они не имели финансовой поддержки. Сенсей повсюду брал меня с собой поскольку у меня было финансовая поддержка (от моего отца). Я получал особое отношение (смеётся).

ОСНОВАТЕЛЬ НА СМЕРТНОМ ОДРЕ

Встречались ли Вы с Уесиба Сенсеем перед его смертью?


Я навестил Сенсея за четыре дня до его смерти 26 апреля 1969 года. Однажды в старые времена я спросил Уесиба Сенсея : «Сенсей, почему Вы так сильны? Когда Вы были наиболее сильны?» он ответил: "Это будет в день, когда я поднимусь на Небеса. Вот когда я буду наиболее силён. Шиода, ты поймёшь это. Взгляни на пламя свечи, когда оно вспыхивает в последний раз. Оно внезапно ярко вспыхивает. Вот так!"

О-Сенсей сказал, что то, что он имел ввиду подобно сверкающему пламени свечи, когда она гаснет, и он сказал это в старые времена. "Поэтому я всегда буду тренироваться", сказал он. Сенсей доказал это перед своей смертью.

Четыре младших деши оставались с Сенсеем. Он спал, когда я пришёл туда, но внезапно он проснулся и сказал: "Это ты, спасибо, что пришёл. Я скачу на крылатом коне по небесам. Я могу видеть землю. Шиода, что делает сейчаз (кендзи) Томики? Я наблюдаю." У Сенсея был рак печени. Его руки стали худыми. Но когда он должен был идти в туалет, он делал над собой усилие чтобы встать и шёл в уборную.

Поскольку он не мог есть, он только пил воду и его энергия стала полностью истощена и казалось, что он был уже мёртв. Даже не смотря на то, что он был в таком состоянии, иногда он, бывало, говорил: "Пошли. Потренируемся!" Тогда доктор сказал: "Это наихудшая вещь для него. Прижмите его все, чтобы он не смог подняться!" Вот для чего там были эти молодые люди. Когда он пытался подняться, четыре человека прижимали его к кровати, и все они вылетали в сад.

Это поразительно!

За четыре дня до смерти Сенсей доказал то, что он сказал ранее. В то время Кисшомару поменял имя и звался Коэтсу. Он ждал у подножья кровати и Уесиба Сенсей сказал следующее: "Шиода, я хочу, чтобы ты поддержал Коэтсу технически. Я хочу, чтобы вы всегда сотрудничали с ним. Я рассчитываю на тебя". Кисшомару стоял там и слушал.

ИСТОКИ НАЗВАНИЯ ЁСИНКАН

Могли бы Вы рассказать нам иб истоках названия Ёсинкан?


Оригинальное значение - "Нам всегда следует сохранять в уме, что мы глупые существа и, без волнения, остаёмся молчаливыми и развиваем наш дух." Это означает, что мы всегда должны помнить тот факт, что мы глупы, всегда фокусировать наш ум на этом факте, и не позволять нашим умам двигаться. Син относится к духу. Син это дух и мы должны развивать его. Это и есть причина выбора имени Ёсинкан.

ТЕХНИЧЕСКИЙ МЕТОД ЁСИНКАН

Как был развит метод обучения Ёсинкан Айкидо?


Я знаю, что техники Уесиба Сенсея были превосходны, но то, что он делал в один день полностью отличалось от того, что он делал в предыдущий день. Поскольку Уесиба Сенсей делал всё, что не приходило ему на ум, тренировавшиеся смотрели на то, что он делал, не понимая этого. Не было ничего подобного тому, что мы делаем в качестве основ сейчас. Он делал всё, чтобы не приходило ему на ум.

Но, если вы попытаетесь обучать таким образом начинающих, никто не научится. Поэтому я подумал, что я должен систематизировать эти техники, когда я начал преподавать в Компании Сталь Ниппон Кокан. Я стал анализировать техники и развил обучающую систему, объединив то, что я изучил до этого. Затем я также организовал применение техник. Я проверил старые техники, которые я изучал.

Помогал ли кто-нибудь Вам, когда вы создавали ваш технический метод?

Когда Киоичи Иноуэ был молодым учеником, я испытывал многие вещи непосредственно на нём и развивал систему. Так, к примеру, я развил такие упражнения, как хирики но ёсей (развитие силы локтей) а также дал им названия.

Вы также давали названия?

Да. Я также решал относительно названий. Возможно, Вы скажете, что они, в определённом смысле, произвольны.

Давал ли Уесиба Сенсей названия своим техникам, когда он обучал до войны?

Он использовал термин ирими. Он говорил, что сокумен ирими и шомен ирими были также разновидностями ирими. Также он говорил такие вещи, как: "Ирими является сущностью айки". Конечно же другие воинские искусства, такие как например дзюдо не имеют ириминагэ. Возможно, он использовал названия техник, которые он изучал у Сокаку Такеда.

АЙКИДО ПРОТИВ КАРАТЭ

Каратэ стало повсеместно практикуемым искусством со времени окончания войны. Какую технику Айкидо Вы полагаете лучшей для взаимодействия с ударами руками и ногами в каратэ?


Ну, я думаю это вопрос маай (боевая дистанция). Вы должны приблизить маай. Вы должны слиться с ударом ноги, когда ваш противник атакует вас . Это важно. Это вопрос чувства времени (синхронизации).

Продвинутые каратеки бьют очень быстро…

Да, это так.

Думаете ли Вы, что практика Айкидо должно включать в себя техники для взаимодействия с ударами руками и ногами в каратэ?

Это довольно трудная проблема. Как каратэ, так и айкидо имеют чётко обозначенные территории. Одна из них будет разрушена, если они будут состязаться друг с другом. Возможно, такие вещи и могли происходить в старые времена поединков между последователями различных воинских школ (тариу джиай), но, в действительности, я не думаю, что такие случаи должны происходить сейчас. Те, кому нравится каратэ, пусть практикуют каратэ, в то время как те, кому нравится айки, пусть практикуют айки. Уесиба Сенсей часто говорил нам: «Мы изучаем сущность, стержень (будо), поэтому нам не следует беспокоиться о том кто атакует нас.»

Я понимаю.

Люди, которые практикуются вместе, являются друзьями. В конечном итоге это моральное достоинство, которое сильнее. Вы развиваете добродетель. Это наиболее важно. Затем когда вы противостоите противнику, вы делаете то же самое со своим умом, гармонизируясь с ним и приводите к тому, что он теряет свои враждебные намерения. Добродетелью является способность заставить сдаться по своей собственной воле.. Тогда не имеет значения, даже если он держит в руках меч или другое оружие…

Люди, которые занимались Айкидо несколько лет и достигли уровня второго или третьего дана видят по телевизору соревнования по каратэ и иногда испытывают сомнения в том, что они могли бы противостоять таким атакам. Если кто-либо фактически столкнётся с атакой каратэ, каким образом сможет он её избежать? Техники суставных замков, таких как котегаеши может оказаться недостаточно. Я думаю, существует много людей, которых терзают такие сомнения.

Ну, это вопрос чувства времени (реакции), понимания начала движения ки.

Уесиба Сенсей говорил: "Вы можете понять, когда ваш противник нанесёт удар ногой или рукой, видя начало движения его ки". К примеру, есть смешная история о Сенсее Кензо Футаки (известным своей диетой коричневого риса). Однажды, когда Футаки Сенсей тренировался, когда бы он ни наносил рубящий удар шоменучи Уесиба Сенсей уходил вправо. Поэтому Футаки Сенсей ударил вправо с самого начала, но на этот раз Сенсей не двинулся вовсе. Мастер такого уровня может чувствовать ки другого человека. Уесиба Сенсей был способен заставить противника потерять волю к бою. Он мгновенно входил в состояние отрешённости ума (мушин) и ощущал намерения противника. Только Уесиба Сенсей или некоторые столь же экстраординарные личности могут проделывать такие вещи.

Я полагаю, Сенсей, что у Вас были реальные возможности воспользоваться Вашей воинской подготовкой во время войны.

Да, были. Я думал, что то, что сказал Уесиба Сенсей было истиной. События действительно происходят без промедления. Если вы полагаетесь на силу и становитесь в стойку, вас победят. Если вы противостоите быстрой атаке каратэ, вас победят. Вам не следует думать о попытке сделать то или это. Это не существенные детали.

Уесиба Сенсей бывало, говорил: "Это не вопрос победы или поражения, выигрыша или проигрыша. Вы должны чувствовать, что каждый является вашим другом." Когда я отправился на войну Уесиба Сенсей сказал мне следующее: "Не волнуйся, куда бы ты не пошёл, только лишь совершенствуй свои добродетели."

Практикующие другие воинские искусства могут иметь трудные времена, пытаясь ухватить эту идею.

Это очень плохо, Это происходит потому, что они концентрируются на победе и поражении. Если мы не сможем избавиться от такого хода мысли, то для воинского искусства будет трудно прогрессировать. Мы действительно должны прекратить такое мышление.

Сенсей, мы получаем много довольно много писем он наших читателей, в которых они часто спрашивают ваше мнение по многим вопросам.

Я полагаю, что если вы хорошо подумаете об этом, то поймёте, что сущность будо заключается в духе. Это является верным для дзюдо, каратэ или любого другого искусства. Вы не можете думать только о многих путях победы с помощью атак.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЁСИНКАН АЙКИДО

Могли бы Вы рассказать о том, как им Вы видите будущее Международной Федерации Ёсинкан Айкидо?


Моя идея заключается в следующем, с тех пор как мир стал таким маленьким местом, нам не следует мыслить в терминах национальности. Идея, вложенная в эту федерацию, заключается в распространении гармонии духа айкидо по всему миру. Её цель заключается в создании мира во всём мире, где только можно прийти к гармонии с любым человеком, любой расы. Нет ничего столь же прекрасного, как дух гармонии и когда я создавал эту организацию, я думал о том, как мы должны все ладить друг с другом, как Американцы и Советы должны стать друзьями. Я думал о том, как мир сделать единой семьёй, и что мы должны отбросить узкое мышление, ограниченное отношение Японцев, чтобы превратить мир в место, заполненное прекрасными человеческими существами. По этой причине, и духе гармонии, нам следует отказаться от нашего оружия и оставить позади наше прошлое. То, что я хотел сказать, так это то, что дух Айкидо это поиск гармонии.

Сейчас прошёл один год, и мы провели нашу первую выпускную церемонию инструкторов. Ученики сейчас тренируются во втором классе. Участвуют люди со многих различных стран, включая Венесуэлу а Колумбию. Иностранные ученики учатся с энтузиазмом. Они тренируются вместе с практикантами Японской полиции, но они поразительны. Женщины иностранки тоже усердно трудятся.

Существует огромный интерес к Айкидо за границей.

Я хочу избежать одного лишь разрастания организации в размерах и утраты личного контакта её членов.

Я в действительности хотел бы видеть, что Федерация Ёсинкан развилась как модель. Обычные организации фокусируются на организационном бизнесе и денежных вопросах. Люди забывают первоначальные цели создания организаций и заканчивают костной структурой. Я думаю подход Ёсинкан как гибкой, дружественной организации необходим.

Если вы подходите к проблеме с таким отношением, я полагаю деньги придут позже. Если же вы пытаетесь привлечь деньги, они ускользнут от вас. Я думаю важно забыть о деньгах, улучшить самих себя, и обращаться с людьми, с которыми мы находимся в контакте как с братьями. Тогда эти люди будут сотрудничать с нами. Это необходимо, если действительно существует гармония между людьми.
Краткая биография Годзо Шиоды

Родился в Токио в 1915 году. Изучал дзюдо и кэндо в средней школе. В 1932 году, в пятом классе средней школы поступил в Кобукан доджо и обучался под руководством Морихея Уесиба. В 1941 году окончил Университет Такушоку и бил направлен в Китай в качестве секретаря к Генералу Шинроку Хата. После репатриации в 1946 году, Шиода Сенсей провёл короткое время в Ивама, префектуры Ибараги, тренируясь под руководством Морихея Уесиба, вместе со своей семьёй. Был нанят на работу в Компанию Нихон Кокан Сталь обучать Айкидо в 1951 году.

Организовал Ёшинкан Айкидо в 1955 году, и в настоящее время руководит большим доджо в Ками Очиай неподалеку от района Шинджуки в Токио. Автор Жизнь Айкидо, опубликованной Такеучи Шотен Шинша, и многих других книг.

RIAI.ru © 2003. При использовании материалов ссылка обязательна.