На главную Написать письмо
 
ЭССЭ МИНОРУ МОЧИЗУКИ

AikiNews#78
Перевод: Олег Овчаренко.

Минору Мочизуки"Культура зарождается в определённой нации. Тем не менее, однажды развившись и став международной, она внезапно исчезает, как по волшебству, из этой нации, и никогда туда не возвращается". (Отрывок, переведённый с Японского). Это высказывание принадлежит доктору Арнольду Тойнби, британскому историку и философу.
Я полагаю, что многие аспекты Японской культуры повлияли на мир. Определённо одним из них является книга, озаглавленная «Теория Пути Японского Воина или Бусидо» написанная в Америке, во время первой половины периода Тайшо (1912-1925) Доктором Иназо Нитобэ (1862-1933), педагогом и специалистом в управлении сельским хозяйством. Его книга была переведена на основные языки и была постоянным бестселлером. Я лично видел влияние этой книги, когда приезжал в Европу 37 лет назад, в 1951 году.

С тех пор, как новости о самоубийствах Японских армейских офицеров, таких как мистер Анэн, военный министр, были свежи в людской памяти, кажется, это сформировало мнение за границей о том, что сэппуку (самоубийство посредством вскрытия живота) было обыденным событием в Японии. Чаще чем следовало ожидать, меня спрашивали, как правильно выполняется "харакири" практикующими воинские искусства, поскольку я обучал иай и кумитачи (парной практике меча) в дополнение к дзюдо. К счастью, меня обучали мои учителя различным способам выполнения харакири-используя длинный меч, короткий меч, горизонтально, делая крест или упрощённый крест, а также глубине разреза. Как бы то ни было, мораль японских воинов очень высоко оценивалась по отношению к Европейскому рыцарству.

Хотя воинская этика исчезла в Японии некоторое время назад, воинские искусства, сосуществующие с этической системой, получили распространение во всём мире, как "будо". Только в одной Франции, за последние десять лет, количество занимающихся воинскими искусствами достигло ста тысяч человек. А в мировом масштабе, более миллиона новичков начали тренировки в воинских искусствах за последнее десятилетие. Тем не менее, количество японских инструкторов уменьшилось в пропорции примерно один к десяти, большинство учителей были за пределами страны. В дополнение к этому, Корея уделяла большое внимание подготовке инструкторов воинских искусств за счёт государственного бюджета и активно распространяла их за пределы Кореи, таким образом ускоряя процесс уменьшения количества японских инструкторов. Однако, японцы и корейцы тренированы в спортивных вариациях воинских искусств, которые не имеют философской основы. Даже более старшие инструктора и то немногочисленное количество, которое практиковало подлинные воинские искусства, в большинстве своём личности, мастерски владеющие техникой бросков или ударов ногами.

Именно поэтому я в течении долгого времени уделял внимание различию между будзюцу (воинской техникой) и будо (воинскими путями), взаимоотношению видов спорта, дзюдо и бусидо, философскому аспекту сосуществования личности с окружающим его обществом. Я знаю, что общепринятой тенденцией среди учеников и широкой общественности, включая меня, относить философские аргументы лишь к разряду скучных проповедей, когда Дзигоро Кано Сенсей был ещё жив. Даже некоторые известные мастера воинских искусств называли его хвастливым учителем. Поэтому, хотя я и не имею права говорить: "Молодые люди сегодня не понимают…" поскольку я частенько прислуживал Дзигоро Кано Сенсею, учение, полученное мной в этот период времени, запечатлелось в моей памяти.

Недавно проходили дискуссии между Соединёнными Штатами и Советским Союзом. Вне зависимости от того, была ли причина дискуссии экономической или беспокойством по поводу ядерной угрозы, мне кажется, что все те, кто считает себя специалистом в воинском искусстве, следует в тот же миг понять и ухватить основной смысл, заключающийся в том, что любая форма исключительности является преступлением, и что существует только один путь выжить для человечества в будущем, это лишь посредством сосуществования. Именно поэтому я убеждён в необходимости философии сосуществования, ради сохранения человечества. Дзигоро Кано Сенсей однажды сказал, что мастер воинских искусств должен быть социальным педагогом на улице.

Краткий биографический очерк Минору Мочизуки.

Начав тренировки в дзюдо в возрасте 5 лет, он поступил в Кодокан дзюдо в 1925 году. Будучи любимцем Дзигоро Кано, Основателя дзюдо, он также обучался у Морихея Уесиба, начиная с 1930 года. Он был первым, кто начал обучать Айкидо за границей, путешествуя во Францию в 1951 году. Он создал комбинированное воинское искусство, называемое Ёсейкан Будо, с элементами дзюдо, каратэ и иайдо. В настоящее время преподаёт в Шизуоки, часто путешествует по миру.

RIAI.ru © 2003. При использовании материалов ссылка обязательна.